художник

Михаил Екдишман

Внешний кант жизни духовидцев редко открывает любопытству людей причины и смыслы их дарований,
Провидение видит прямо в сокровенной глубине сердца, а мы лишь попытаемся разглядеть, точнее угадать как и почему жизнь его складывалась именно так.

Из биографии художника


Михаил Екдишман родился в Ленинграде 16 сентября 1937 года.  Он был первым сыном в семье, с которой его очень скоро разлучила война. В июле 1941 года вместе с детским садом он оказался за Уралом, в эвакуации, – и вернулся в семью лишь в 1948 году, уже на Дальний восток, где отец будущего художника дослужился до начальника контрразведки дивизии ГРУ.

Михаил стал рисовать и родители отправили его работы в Мухинское училище. Оттуда пришёл благоприятный отзыв с приглашением на обучение, но Михаил, неожиданно для всех, заявил, что учиться рисованию будет только сразу в Академии художеств. Он отправился в Ленинград, куда после переехала и вся семья. Однако, выпало так, что для семьи настал очень тяжелый период – гонения на евреев, сложный уход из органов разведки отца (за полгода до маячившей уже полковничьей пенсии), печально известный 5 пункт не давал отцу устроиться ни на какую работу… В частности и Михаилу, в силу обстоятельств, не удалось сразу стать студентом-художником, а пришлось поработать токарем на заводе, а затем три года кочегаром в заветной Академии, чтобы вольнослушателем посещать занятия. Только в 1963 он поступил на театральное отделение Академии художеств.


у водопада -50.jpg


По окончании обучения отправился со товарищем посмотреть страну – в частности с сентября 1969 он работает художником в мастерских Свердловского отделения художественного фонда РСФСР, занимается росписью монастыря в тамошних краях, а вернувшись, с июня 1970 получает мастерскую от Академии (?!)


И, наконец, с 1970 года устраивается работать заведующим постановочной частью в театре Ленинградской Консерватории, впоследствии получает уже другую мастерскую уже от теа-кино секции Союза художников, как театральный художник…


в консерватории -25.jpg


...и настолько увлекается искусством ради искусства, что – как и многие в то время! - с 1977 года уходит в сторожа, творить ЧТО хочет и КАК хочет, не задумываясь ни о признании, ни о славе, ни о реализации своих работ. Мастер считал, что несколько месяцев ремесленничества губит в художнике творца безвозвратно, и поэтому никогда не писал на потребу с целью продажи или оценок. Решительный отрыв произошел в 40 летнем возрасте, буквально через несколько дней после кончины отца и есть скрытая, но однозначная связь между этими событиями.

Наверное,  не справедливо было бы обвинять его в замкнутости и непубличности. Просто он был исключительно самобытным и независимым человеком. Не нуждаясь ни в похвале, ни в оценке экспертов, он мало кого пускал в свою мастерскую.

Вот редкий кадр того времени


me5_mini.jpg


Только, в 1994 году, когда по инициативе его друга петербургского художника Эмиля Капелюша, Михаилу Екдишману было предложено выставить картины в галерее «Борей», он не стал противиться этой идее.

После этого «перестройка» буквально снесла стены его мастерской.

В своей комнате на Петроградской затворник остался жить вне времени и обстоятельств, вне политики, нужд и сует – подолгу оставаясь один на один с холстом.

Можно удивляться, почему он не старался продвинуть себя, как многие, в период перестройки? 

Он жил как хотел, он писал сообразно вдохновению,  всегда имея для этого кров и краски.  Его любили прекрасные женщины, Бог давал ему, как говорится,  и хлеб насущный и хороший кофе.  На снимке - с младшими братом и сестрой.


me1_mini.jpg


Михаил Екдишман умер на 76 году «истощив жизненные силы организма», но оставив после себя большое наследие. Только после его ухода мы имеем возможность оцифровать и открыть работы мастера 1960-90 годов широкой публике.


Участие в выставках при жизни:

- 1969-1970 (?) в совместной выставке в Новосибирске или Свердловске (достоверно не известно)

- до 1974 – в театральных выставках (судя по справке ЛОСХ)


Untitled6_mini.jpg


- 1975 в совместной выставке неофициального искусства в ДК «Невский» (не факт, точно известно, что в само это движение он не вливался)

- в январе 1995 г. персональная выставка в СПб галерее «Борей» (на торжественной церемонии выступили Михаил Герман, Николай Благодатов, Эра Коробова)




Поделиться страницей: