художник

Михаил Екдишман

Круг – идеальная форма понимания (идеи). Круг – идеальная сделанность «формы».

Наложение квадратов чуть смещенных – стремление к «кругу» - трудная дорога к «истине». Множество квадратов – всегда есть «зазор» - т.е. частичное непонимание проблемы. Т.е. бесконечное приближение к ней. И вдруг – внутреннее напряжение всех сил, прорыв к «кругу». Или бесконечное приближение. Талант и Гений.


Фрагментарные записки с мыслями художника отчасти приоткрывают завесу


Лето 74

Живопись.

1)  Предмет рисуется как есть, но пятна: одежда, рука, лицо разбиваются на главные (сообразно холсту) и предмет дробится (икона) на пятна сгармонированные и ритмованные (согласно плоскости), но предмет собирается или локальным сильным крапом, или линейным силуэтом, или силуэтом пятна.

2)  Предмет рисуется - исчезает живопись, есть живопись, но нет предмета ясного!?

3)  Живопись пятнами, отражающими форму и, в тоже время, являющимися самостоятельно организующими ритмическое и декоративное состояние холста. Предмет (читается) (находится) узнается сквозь живописную структуру холста, узнается и снова возвращается к зрителю обогащенным живописью.

Напротив (1) узнается предмет, сюжет и затем вскользь – живопись как нечто «прикладное» и «так нужное».

Начало 20 века – отброшено старое понимание живописи как сюжета. (2) Возвращение к живописному строю холста как такового. Поиски самодовлеющих, самоценных основ живописи.

Поиски в разных направлениях называются кубизм, футуризм и т.д. Но суть результатов – поиски новых декоративных начал согласно мировоззрению (художника).

Мастерство – что такое?

Интересно, например, картина Малевича (?) «Точильщик » - обычная жанровая (русская, и вообще) картинка превращается в Картину посредством нового метода изображения.

Мастерство художника не есть раз и навсегда заданное правило, оно всегда связано с мировоззрением художника. Мастер-иконописец безграмотен перед художественным методом, допустим, художника Рубенса и наоборот. Точность и пластика художников Возрождения и специальное «искание» предмета художников Средневековья или народного художника.

Глупо рисовать «раз со ста» фигуру Гермеса, если ты не приемлешь эстетику Рафаэля. «Набивка руки» и другие пошлости нашей школы. Суриков, Врубель – как изменился их рисунок!! Сообразно живописи их и их взглядов на нее. А ведь Суриков имел отличные оценки по рисунку в Академии. А потом?.. Товарищи учили его деликатно на своих вечерях… рисовать. Углы и «солома» Врубеля вызывали насмешки у учеников (воспоминания). Сомнения в умении рисовать вызывал Коровин.

В конце концов, тысячелетнее искусство выдвигало узнавание предмета, но в своей (каждой оригинальной) декоративной структуре.

Сюрреализм часто форсирует живопись. Рисунок как у Рафаэля, а живопись, как таковая, отвлекает у сюрреалиста главное – сюжет. Начало (сюрреализма еще) у Босха и нидерландцев 14 в. – 15 в.

В сущности всегда рисовали бабу, дерево, стол и т.п. изначальные структуры. История (дерево) изображения (например, дерева)от Египта до Пикассо. И дальше, дальше надо идти.

Мушка – дрозофилла – на ней ученые построили основу.

Пикассо написал картину «Герника» после тщательной отработки своего метода изображения предмета.

Интересно – Тициан, Рембрандт. Начали с дробления предмета цветами(цветом) –одежды(а), рук(и), лица(о) и т.д., а пришли в конце к общей сложнейшей гамме, где не видно ни отдельной фигуры, ни неба, ни земли, а есть одно лишь выражение холстом чувств художника. Что это, случайность или микрокосмическая суть живописи. Сейчас развито опять декоративное пятно, его ритмика, спираль, икона и т.д.

Получается в Академии ерунда, рисуется рисунок тела – тут свои законы черно-белого пятна и линии на холсте – все держится, а затем идет живопись со своими законами равновесия композиции и т.д. В рисунок «впрокрустывается» живопись, и все ломается, но ученик хитро подкашивает абрис, абрис трещит, но держится… или нет.

Выдумали «монументальную» живопись и таковой рисунок, который «приятно» раскрашивается.

Самое смешное и великое, что искусство никуда не делось. Оно в настоящих холстах и (в) камне. Бороться против «левых» и «правых» т.е. недруга(ов) - какая чушь! НОЛЬ - есть лишь после подражаний (есть лишь подражание) – это, кстати, и есть формализм,(.) – ОДНО(ОДИН) – нахождение одного(единственного), своего метода подхода к жизни – и адекватного (умное слово!) отображения этого чувства на холсте(….) и не бояться идти вперед. И тебя поймут, но если только твоё, большое, искреннее.

Современное искусство дает слабому фрондеру от искусства огромную возможность, как хамелеону, преображаться в то или иное художественное направление.

«Академики» думают, что они-то верны принципам искусства!! Но они искренне лгут себе, или не могут иначе, потому что учили так, а переучиваться страшно и лень. Пример обратный – (Т.)Яблонская. Интересно и молодец по принципиальному подходу к искусству.(!) Наш великий Серов Валентин – (а) наши дураки учат на примере его салонных портретов и не хотят видеть движение его вперед – это, мол, дань моде и т.д. Умнейший Серов не мог бы органически выставлять работу, если бы чувствовал, что «в тайне приспосабливается» к моде. Сжег бы, порвал к черту бы.

Не втискивать в холст, а сообразно форме холста строить форму в широком смысле. Большое значение имеет размах руки (конечно, не в вульгарном смысле). Рука отражает (орудие) взгляд глаза на поверхность.

Сначала скинули локальное пятно 17-18 в., раздробили, уловили новое в середине 19 в., (а)затем собрали (Матисс) (качественно) новое цветовое качественно пятно, затем стали искать в пятне локальном новое сложное звучание, сохраняя локальность, потом опять раздробили на весь холст и дальше идут (это о пятне как таковом).

Из пятна собирали объемную форму и распластывали плоско как узор - пятно как заковывалось в самом себе (узор) так и расплывалось.

*  *  *  *  *

Студент. Работал в этнографическом музее (затем). А пока студент – работал дворником. А я жил и работал в мастерской на Съезжинской улице. В холод я как-то вынес студенту горячий кофе и бутерброд. Он очень удивился, а я был рад, что ему тепло и хорошо. Немного дружили. Работали они с женой (тоже студентка).

*  *  *  *  *

В молодые годы я вдруг обнаружил, что, оказывается, на бумаге можно рисовать все! Голова может быть квадратной! треугольной! А ногу можно рисовать растущей из(о) спины! Рисовать то можно, ну а дальше?

Но если соблюдены Законы Искусства – можно, но осторожно. Интересно сравнить реальные человеческие уродства и искажения кубистов, сюрреалистов и т.д.

*  *  *  *  *

Любопытно (пишу коряво). Начало новых стилей (20 век) сопровождается четким графическим обрамлением. Живописная масса рассекается четкими цветными линейными формами, расположенными по всей плоскости холста (бумаги) в разных вариациях. Художник как бы хочет ясно и четко закрепить «новое видение искусства», новое понимание изображения предметов (человек, стул, ХХХХ и т.д.), пейзажа, своих чувствований (Чюрление ХХХ). Но есть и исключения – Кандинский (ранний), немецкий экспрессионизм. Надо сравнить с Мировым Искусством.

МАРТ

1)  Чудес нет. Есть Человек Созидающий их. В Человек и Бог и дьявол - разные психологические методы Познанию(я) «Высшего».

2)  Обезьяна, гибнущая из-за нежелания разжать лапу в кувшине с орехами. Так и мы (многие).

1)  «Мы заставим человечество быть (стать) счастливым» Сен Жюст, известный деятель французской революции 1789-94 гг.

2)  Есть искусство глазное, где предмет передается таким, какой есть и есть искусство эмоциональное, где переписывая видимое, художник изменяет, деформирует видимое для большей эмоциональной выразительности (начало 20 века, Лентулов). Передавая звон московских колоколов Лентулов сдвигает формы домов (их устойчивость), пытаясь уловить ритмику звона, а цвета церкви и домов также участвуют в этом ощущении восторга художника. И дома и цвета как бы входят друг в друга пытаясь уловить ритмику звона. (картина «Звон» (Колокольня Ивана Великого). 1915)

Немецкие экспрессионисты также пытаются(лись) работать с формой.

Высшим выражением, я считаю, является знаменитая «Генрика» Пикассо.

Ранние (Раньше) художники (условно) показывали переживания героев картины, в ХХ веке художники выявляют свое переживание через деформацию видимых форм. Роза глазами «реалиста» ХХХХ и роза глазами влюбленного.

Лентулов использует прием итальянских футуристов.

*  *  *  *  *

Эмоц. Цвет Икона, Рембрандт

Архитектура 20 годов – искусство мечты. Идеальный город, в котором будет жить идеальное человечество – суть 20-ых годов 20 века. Новое духовное прозрение ищет адекватную форму своему ощущению. Новое духовное восприятие видимого мира и его отражение в произведениях людей искусства. Литература. Музыка. Живопись. Художник духовного прозренияищет адекватную форму выражения своему ощущению.

Темы:

1.  Бутылка и лампочка

2.  Кувшин

3.  Мухи и мед

4.  Глаз

5.  Стаканы

- Отец (седой волос, вынос тела)

- Поцелуй (Сон и Явь)

- Теща

- Палитра

- Сестра (ну почему я вынуждена… и в то же время втянута в это «Сын!», «Усы!»

- 1-ая выставка (… «Слова», робкая надежда, осмеянные мечты, Бездарность, мастерская – сон с топором в руке, «докопаться до себя»

*  *  *  *  *

Чтобы любить всех нужно быть «Равно-Душевным»?

«Человек» - «бесконечная» замкнутая ограниченная «Система», связанная через «воздух»-дыхание с «Космосом» и через этот Канал, эту Нить постигающая мыслью, ощущением все космическое пространство (условно все!).

Картина (квадрат, круг, треугольник) должна соответствовать этим требованиям. Тогда-то она (картина, произведение) и будет новыми миром – Космосом, созданным «художником» («Ученым»-« художником» - Эйнштен и т.д.).

И только осознав это, «художник» путем понимания и ощущения Это (Этого)– (будет (м-лишнее слово) может создавать «Новый Мир» - картину. Часто художники создают «Н.М.» «бессознательно» будучи, однако, уже наполнены внутренне этим «Ощущением» и «Пониманием».

И только поняв это через свою «душу» художник становится «Индивидуальностью», творящей новое, не подражая другим «Индивидуальностям». У каждой индивидуальности свои пути и решения задач, и что хорошо для одного, совсем плохо другому(для другого). (это надо с новой строки) - Несут свой «луч», по которому можно достигнуть «Солнца-искусства». А таких «Лучей» миллионы!

Но бездарный художник бежит за уже «проверенным» лучом, не понимая, что не его путь – И (и)сгорает!

Графит и алмаз – одно и то же вещество. Но! Разная структура! Задача человека – перестройка своей структуры. Художнику трудно оторваться от «старого-высокого» будь то Возрождение или икона, Западное или Восточное искусство, Япония, Китай, Индия, Египет, Африка и т.д. ( в 20 веке на художников нахлынули новые (возможности)искусства, и он часто терялся и бежал под сень «Старого», испытанного Временем, искусства и только некоторые художники сумели «переструктуризироваться» и из «графита» стать «алмазом».

*  *  *  *  *

Зависимость от Старого – Луна от Земли, Земли от Солнца, Солнечной системы от других громадных систем. 

Древний взгляд на единство человека и Человечества. Человек как часть природы, а не царь. Ноосфера Вернадского – связь с космической жизнью Земли.




Поделиться страницей: